Сосание пальца (чаще большого) восполняет нереализованный инстинкт сосания, уменьшает чувство одиночества, успокаивает, убаюкивает, смягчает неразделенность чувств, недостаток ласки, приглушает на время физическую боль.
Уже во время беременности малыш умеет сосать пальчик, т.о. он реагирует на беспокойное состояние мамы, ее тревогу. В то же время это важный показатель того, что плод развивается, совершенствуются его движения. Младенец уже в возрасте 3х месяцев умеет донести свою ручку до рта. Это не так просто и требует скоординированности движений! Многие мамы начинают беспокоится – а вдруг это уже вредная привычка? Нет! Это не привычка, но важный показатель. Если малыш до 1 года тянет пальчик, а иногда и весь кулачок, в рот, это значит:Многие детишки забывают про свой пальчик уже после года, но бывает, что малыш постоянно(часто) сосет палец или соску до 3х лет. Причины: беспокойство, неуверенность в любви родителей, недостаток ласки, сильный испуг. Многие дети засовывают палец в рот, когда устают, на чем-то сосредоточены. Сосание пальца в этом возрасте часто сочетается с поглаживаниями (по голове, по животу), с перебиранием или выдергиванием волос, ресниц. Ребенок может сосать и другие предметы (соску, уголок одеяла, лапу у любимого медвежонка, т.д.) Если ребенок после 3х лет продолжает сосать палец или такое явление только появляется в этом возрасте – это уже считается вредной привычкой и часто переходит в обгрызание ногтей, навязчивые движения. Такому ребенку необходима помощь!
Что делать родителям? Чем можно помочь ребенку? В борьбе с сосанием пальца, как и с другими вредными привычками, родители часто допускают непоправимые ошибки. Они стараются подавить болезненную привычку, наказывают, пытаются объяснить, что это плохо, стыдят. Но такие методы способны лишь закрепить привычку.Рекомендации для родителей:
Особенности темперамента. Чаще всего пальчик сосут дети с чертами флегматика. Неудовлетворенный инстинкт сосания в раннем детстве (см. выше) Неблагоприятные психологические факторы: частое чувство беспокойства, нежелание матери иметь ребенка( осознанное или неосознанное), повышенная требовательность родителей, не соответствующая возрасту ребенка. Семейные проблемы: конфликты родителей. Алкоголизм, развод, предоставление ребенка самому себе, появление брата/сестры. Особенности психики ребенка: ММН (минимальная мозговая недостаточность) или ММД (минимальная мозговая дисфункция); родовые травмы, следствие которых – быстрая утомляемость, раздражительность, нарушение сна; высокая эмоциональная чувствительность. Слабое здоровье (частые простуды, ОРЗ, дизентерия, глисты, т.д.)
Анисимович ОльгаПри подготовке статьи была использована книга Захарова А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка», С.-П. 1997г.